Симбирский квартал
МУзей архитектура эпохи модерна Симбирска-Ульяновска
Информационно-игровой
портал

Старый Симбирск

Императорский мост

Перейти к просмотру фотографий

В 1911 году Симбирское Городское Управление ходатайствовало перед Министерством Путей Сообщения о направлении Волго-Бугульминской железной дороги на станцию Симбирск Московско-Казанской линии, вместо спроектированного ее подхода к находящемуся возле города разъезду Киндяковка. Рассматривая возможные варианты, Дума предлагала: 1) сделать хозяйственную станцию на южной окраине города (возле Тути), а пассажирскую «с устройством вокзала 1-го и ни в коем случае не ниже 2-го класса» (общую для двух магистралей) практически в центре Симбирска; 2) мост, возводимый Обществом Волго-Бугульминской железной дороги, построить на 400 саженей ниже города между островами Нижним и Телячьим и соединить его веткой с Московско-Казанской железной дорогой близ Симбирска. При соблюдении этих условий Дума безвозмездно передавала Обществу 25 десятин городской земли на южном выгоне. Переговоры с ведомствами привели к благоприятному для города решению, и в 1916 году возле Симбирска был сдан в эксплуатацию «Романовский» мост (после 1917 года мост «Свободы»).

Разрешение на строительство моста было подписано императором в 1910 году. Премьер-министр П.А. Столыпин, посетивший Симбирск осенью того же года, ускорил начало строительства.

Автором проекта моста стал Николай Аполлонович Белелюбский (1845-1922). Это была последняя работа знаменитого инженера, построившего в России около ста мостов. Металлические конструкции были разработаны инженером В.Г. Мерло. Мост из двенадцати пролетов по 158,4 м, на момент открытия был самым протяженным в Европе.

Стальные фермы моста изготовлялись на Юзовском заводе (ныне Донецк) и собирались на месте. Н.А. Белелюбский впервые применил для постройки моста не сварочное, а литое русское железо.

Гранит для облицовки опор привозили с Урала, а бутовый камень добывался в Симбирской губернии. Всего на возведение моста было потрачено 15 миллионов рублей.

Подготовительные работы начались зимой 1911-12 года. Закладка моста состоялась 3 марта 1913 года. Весной 1914 г приступили к сборке и установке пролетов. Одновременно со строительством опор сооружались бетонные подходы со стороны города и аркады у въезда на мост. На левом берегу также возводилась дамба. За возведение каменных опор отвечала фирма «А.Ю.Тами и А.М.Дейчман».

Каменные опоры должны были быть готовы к 1 июля 1914 года, металлические конструкции предполагалось установить к 15 января 1915. Но случилась катастрофа.

Из Иллюстрированного журнала «Искры Воскресенье» от 20 июля 1914 года:
Пожар моста через Волгу. 7-го июля сгорел строящийся у Симбирска мост через Волгу, сооружаемый Волго-Бугульминской ж. д. Этот мост считается величайшим в Европе. Длина его достигает двух верст, а вместе с эстакадами и более двух верст. Строится мост на четырнадцати быках. На постройке занято до 3.700 рабочих. Огонь превратил все бывшие на острове сооружения в грандиозный костер. В настоящее время не представляется возможным назвать даже приблизительную цифру убытка, так как пока — до заключения особой комиссии — цифра эта колеблется между 800.000 и 1.500.000 руб. Только едва упавшая, ещё не законченная, ферма, весившая до 70.000 пудов, оценивается в 280.000 руб. Одна перелицовка быков из екатеринбургского гранита расценивается по 200 руб. за квадратную сажень. Причиной этого колоссального пожара послужило следующее обстоятельство. На одной из ферм производились работы по склепке. Раскаленная клепка упала в мусор, щепы и другие горючие материалы на лесах. Вспыхнувшее пламя вскоре превратилось в грандиозный пожар.

В конце мая 1915 года произошел оползень Симбирской горы, разрушивший 8 ближайших к берегу опор, каменные устои, аркады на подходе к мосту и часть пассажирского вокзала.

Строительство затягивалось из-за твердого донного грунта. В сентябре 1916 года основные работы удалось завершить, и 5 октября мост был открыт. После открытия моста, работы на нем продолжались до ноября 1917, поскольку очередной оползень в ноябре 1916 года сдвинул участок насыпи.

Реконструкция моста 1952—1958 гг.

В связи со строительством Куйбышевского водохранилища потребовалась реконструкция моста.
Была построена автомобильная очередь.

Интересна история именования ж/д моста: еще до начала строительства мост был назван так: «Императорский Его Величества Николая II». В дореволюционных документах мост часто употреблялся в сокращенных вариантах: «Императорский» или «Романовский». А в 1917 году он был переименован в «Мост Свободы». Сейчас мост носит название «Императорский» и совмещает в себе однопутную железнодорожную и двухполосную автомобильную дороги.
Современная история моста также не обошлась без трагедий. Напомним, что 5 июня 1983 года теплоход «Александр Суворов» влетел на высокой скорости в роковой шестой несудоходный пролет и задел конструкцию моста, по которому в это время шел товарный поезд. При столкновении с пролетом моста у теплохода была полностью снесена верхняя палуба. Пролетное строение железнодорожной части моста было смещено на 40 метров. В результате погибли более 170 человек. Произошедшая авария повлекла за собой серьезные ремонтные работы на мосту.
В настоящее время Императорский мост является важным стратегическим объектом области. Большое внимание уделяется состоянию дорожного мостового полотна. Так, в 2011 году проводилась масштабная замена асфальтного покрытия автомобильной полосы. А в 2012 году, по словам специалистов министерства промышленности, планируется полностью отремонтировать верхнюю часть штольни на подъезде к Императорскому мосту.

Перейти к просмотру фотографий