Симбирский квартал
МУзей архитектура эпохи модерна Симбирска-Ульяновска
Информационно-игровой
портал

Мода

Модерн: костюм, текстиль

Модерн как особый стиль заявил о себе в конце 19 начале 20 века. Он проявил себя во всех видах искусства. Особенно ярко модерн представлен в декоративно-прикладном искусств, в интерьере и костюме.

В костюме основными тенденциями стиля модерн были: завышенная линия талии, лиф с напуском спереди, плотно облегающая бедра и сильно расширенная книзу от коленей юбка. Конструкция платьев придавала женской фигуре S образные очертания и сходство с перевернутой лилией.

Обилие кружев, боа из тюля, перьев, отделка из тесьмы, огромные шляпы, украшенные цветами, вуалью, завершали костюм. Дополнением к костюму служили длинные бусы, цепи, веера из перьев, лорнет, перчатки, маленькие сумочки на длинном шнурке, летом — кружевные зонтики, служившие одновременно и тростью. Все это подчеркивало хрупкость и эфемерную прозрачность женского облика. Дорогая цепочка на жилете была излюбленным и очень престижным украшением мужчин. Небольшие часики на длинной цепочке носили на шее и женщины.

Излюбленными орнаментами модерна были сюжеты, связанные с морской стихией,¬– лилии, водоросли, даже русалки.

Модными тканями были в основном шелковые — шифон, тафта, крепдешин, муслин, парча, но использовались также полотно, велюр, бархат, репс, отделкой служили большие искусственные цветы, банты, шарфы, оборки, плиссе, сутаж, ленты из муара и металлизированной тафты, уложенные розетками, кружева, аппликации, роспись, батик, вышивка бисером, золотом, мишурой.

На формы женского костюма влияли многочисленные причины, из которых очень важной было стремление к эмансипации, борьба за образование, за гражданские права женщин.

С 90-х годов вообще меняется весь привычный ритм жизни человека, – в обиход, кроме железных дорог, входят автомобили. К началу 20 века появляются воздухоплавательные аппараты, в жизнь людей входит фотография, кино, которые ещё шире распространяют моду по всему миру, делая её интернациональной.

На рубеже ХIХ - ХХ веков изменилось общественное положение женщин, появились женщины — владелицы промышленных предприятий, писатели, художники, просто конторские служащие. Все больше встречается женщин – врачей, учителей, медицинских сестёр. Строгая деловая внешность работающих женщин предполагала удобную одежду, и впервые в женском гардеробе появился костюм-тальер, состоящий из жакета и юбки (темных тонов). Женщины начинают все больше носить юбку и блузку, украшенную воротником с кружевом, вышитой или выполненной из тесьмы аппликацией.

Светлый верх, темный низ — вот «новое» в моде того времени.

Верхней одеждой служили пелерины, мантильи, манто, жакеты и пальто с пелериной и стоячим воротником.

Во второй половине ХIХ века наметившаяся тенденция к демократизации моды получает свое дальнейшее развитие в начале ХХ века.

Повседневная мода в значительной мере формировалась под воздействием реформаторского движения возрождения женского платья, отвергавшего корсет и спортивной моды. Занятия спортом охватили все слои общества, особенно молодежь. Велосипед, верховая езда, крокет, теннис, плавание — вот излюбленные виды спорта на рубеже ХIХ и ХХ веков. Появляются в широком обиходе спортивные и купальные костюмы.

В гардеробе же небогатых мужчин обязательными становятся съемные воротники и манжеты, а иногда и манишки, заменяющие рубашки.

Мода модерна коснулась и прически, которая создавалась при помощи завивки, в моду вошли рыжие волосы, зачесанные вверх, уложенные валиками, а на затылке — пучком и заколотые специальной заколкой-либель.

Появляется конфекционное производство (производство готового платья на продажу). Большое влияние на развитие конфекциона оказало изобретение и введение в швейное производство машин, которые увеличили производительность труда в 17 раз. Появление конфекциона во второй половине ХIХ века способствовало упрощению кроя, уменьшению количества деталей его, что соответственно облегчало пошив одежды.

Законодателем мод был Париж, владельцы мастерских покупали образцы платьев и верхней одежды у лучших портных Парижа и выставляли их затем как модели своей работы. В более мелких мастерских заказы исполнялись по рисункам из модных журналов, которые поступали из Парижа каждые две недели.

В Симбирске на улице Дворцовой был магазин готового мужского платья А. Кабанова, куда завозила готовое платье фирма «М. и И. Мандль» из Москвы. Эта фирма имела магазины в крупных городах России.

Итак, модерн как направление моды в костюме прошел в своём развитии три этапа.

Первый – 1900-е годы предполагал правильную осанку фигуры, расширенной в плечах рукавами «жиго»; юбка имела форму колокола, удлиненного треном с подолом, отделанным оборками.

Второй – 1901-1905 годы, для которого характерны S - образный силуэт и большие шляпы, но более естественная линия плеча; расширенные буфы рукавов, сдвинутые к локтю; обильно декорированная юбка, более короткий трен. Стиль одежды S — силуэта с полной грудью и тонкой талией (до 55 см) достигался специальным корсетом и жабо. Верхняя часть фигуры была наклонена вперед (так называемая голубиная грудь), живот втянут, нижняя часть корпуса как бы отставала от верхней. Лиф был закрытым, с застежкой сзади на крючках, богато отделанным вышитыми и кружевными вставками спереди и кружевным воротником

Для третьего – 1905 – 1907годы были характерны укороченная юбка, приоткрывающая носок туфли и практически лишенная декора; силуэт постепенно вернулся в нормальное вертикальное положение.

Костюм стиля "модерн" первого десятилетия ХХ века с его тяготением к волнистым формам и текучим линиям вызывает появление нового силуэта женского костюма - туникообразного покроя платья с асимметричной драпировкой из полупрозрачных тканей.

Хронологически между костюмами первого этапа и третьего – 20 лет, но за это время изящная, загадочная, скрытая под восточным шелком роскошного туалета дама, аккуратно обмахивающаяся веером, преобразилась в активную, не желающую больше нагружать свое тело многослойными одеждами, по-своему бунтующую, работающую женщину. Ей больше не хочется прятать жемчужную кожу под кружевным зонтиком, она выражает свою свободу через костюм. Вместо интригующих и многим теперь не понятных названий деталей дамского гардероба «сорти де баль», «труакар», «матине» появляется «платье рабочее», «костюм вечерний». Это был элегантный конструктивизм, но почему-то ощущается трогательная ностальгия по временам корсетов и перчаток, а не восторг перед новаторством конструктивистов. Наверное, они ещё не слишком удалены от нас во временном пространстве.

Современная мода все более тяготеет к историческому наследию прошлых времен, мода стиля модерн у современных дизайнеров костюма стилистов, вызывает особый интерес.

Туркина О.А.