Французский кутюрье ХХ века Ив Сен - Лоран
Сейчас, когда прошло 150 лет, народный русский костюм нам кажется действительно прекрасным.
Чем же отличалась модная одежда от традиционного костюма?
В словаре В.Даль определял моду как ходячий обычай, временную изменчивую прихоть в житейском быту, обществе, в нарядах. Мода изменчива и противоречива, она рождается как вызов сложившимся вкусам, живет в борьбе с ними и, полностью завоевав их, умирает. Время господства традиционного костюма определялось столетиями, время моды — один сезон.
По словам П.Г. Богатырева «Одна из основных тенденций модной одежды - легко изменяться, причем новая модная одежда не должна походить на предшествующую ей. Тенденция же традиционного костюма – не изменяться, внуки должны носить тот же костюм,что и деды. Второе различие между костюмом и модной одеждой - костюм подлежит цензуре коллектива. Модная одежда зависит от воли портных, которые ее создают» .
Городская мода не только меняла фасоны, но и вводила в обиход новые предметы туалета с непривычными названиями. Чаще всего они приходили в Россию с Запада, реже с Востока. Западноевропейский костюм влиял на народный, постепенно вытесняя национальную одежду.
Петровские реформы в области одежды коснулись первоначально только высших слоев горожан — дворянства и купечества. Что же касается средних и низших слоев города — значительная часть купечества и всего мещанства, то даже в новой столице Санкт-Петербурге — они продолжали одеваться по старому. Вместе с тем новые веяния в одежде преломлялись в русской городской среде своеобразно. В русских городах Поволжья в середине ХIХ века праздничным был костюм с сарафаном. На масленицу катались в шубках и сарафанах, в фатках, а то и в кокошниках. Но на вечерки девушки ходят в платьях «одна другой наряднее». «Самая последняя мещанка норовит завести салоп и шляпку». Постепенно на смену традиционному костюму приходит костюм модный.
Платье у горожан отличались «по состоянию». В городе различалась одежда мещан, купцов, и дворян. «Встречают по одежке», - говорили в народе не зря.
Главной особенностью костюма купцов и мещан являлось сочетание форм русского народного платья с элементами европейской моды, но, как правило, сильно отстающей во времени.
Начиная с середины ХIХ века, в России появляется критическое отношение части дворянства и интеллигенции к слепому подражанию западным обычаям и моде. Рождается мода на русский стиль в одежде. Богатые помещики — славянофилы носят высокие сапоги, шелковые рубахи-косоворотки, суконные поддевки, фуражки с красным околышем. Прислугу в домах одевают в сарафаны и кокошники. Элемент «русского стиля» в одежде использовала и интеллигенция как средство подчеркнуть свои отличительные черты. В мужском костюме носят темные косовортки, которые надеваются поверх брюк с поясом, в моде также толстовки — холщевые блузы.
Скромным был костюм курсисток (женские курсы были открыты в 1872 году). Они носили строгие платья с белыми воротничками. Костюм ремесленников, рабочих в городе не отличался от крестьянского, из которого он происходил.
Характерной особенностью становится применение фабричных тканей. Для будничной одежды — ситец, для праздничной — недорогой шелк и полушерсть.
В конце XIX в. происходит увеличение городского населения за счет притока в города крестьян для работы на заводах, фабриках, мастерских, конторах, магазинах. Концентрация населения в крупных городах создает основу для завершения процесса образования единого общедоступного костюма, что ведет к складыванию стандарта в костюме сначала мужском, а затем и женском. Костюм женщин, пришедших из села и занятых в различных отраслях производства, приобретает новые черты. На смену сарафанам и рубахам приходит так называемая «парочка» — приталенная кофта и расклешенная юбка из той же ткани. В ней сочетаются традиции народной одежды, требования городской моды и стандарта. Кофта шьется с воротником-стойкой, кружевной вставкой на груди и пышными рукавами; широкая юбка - иногда с оборкой по подолу.
В качестве верхней одежды прочно вошли в быт суконные, драповые или бобриковые полупальто на ватной прокладке для мужчин, плисовые, суконные или полушерстяные пальто для женщин.
Кожаная обувь — характерная черта городского костюма. Наиболее распространенной обувью горожан были сапоги, полусапожки, ботинки, зимой — валенки. Появляются кожаные «калоши» .
Головным убором женщин становится платок, мужчин картуз, а зимой — меховые шапки - треухи.
В конце века женский костюм имущих слоев города испытывает влияние стиля " модерн" (Репин " Баронесса Икскуль"; Серов — портрет С.М. Боткиной).
Модными тканями были в основном шелковые — шифон, тафта, крепдешин, муслин, парча, но использовались также полотно, велюр, бархат, репс, отделкой служили большие искусственные цветы, банты, шарфы, оборки, плиссе, сутаж, ленты из муара и металлизированной тафты, уложенные розетками, кружева, аппликации, роспись, батик, вышивка бисером, золотом, мишурой и т.д.
Верхней одеждой служили пелерины, мантильи, манто.
Если в начале ХIХ века была притягательна мода греческой и римской античности, то в конце его увлекаются культурой Крита и Японии.
Мода создает новый тип одежды с юбкой клеш и рукавом "окорок". Фигуре придают S — образную форму. Стиль одежды S — силуэта с полной грудью и тонкой талией (до 55 см) достигался специальным корсетом и жабо. Верхняя часть фигуры была наклонена вперед (так называемая голубиная грудь), живот втянут, нижняя часть корпуса как бы отставала от верхней. Лиф был закрытым, с застежкой сзади на крючках, богато отделанным вышитыми и кружевными вставками спереди и кружевным воротником S — силуэт должен был создавать образ женщины-цветка: лилии, орхидеи. Обилие кружев, боа из тюля, перьев, отделка из тесьмы, огромные шляпы, украшенные цветами, вуалью, завершали костюм. Дополнением к костюму служили длинные бусы, цепи, веера из перьев на шнурке вокруг шеи, лорнет, перчатки, маленькие сумочки на длинном шнурке, летом — кружевные зонтики, служившие одновременно и тростью. Дорогая цепочка на жилете была излюбленным и очень престижным украшением мужчин. Небольшие часики на длинной цепочке носили на шее и женщины.
Костюм стиля "модерн" первого десятилетия ХХ века с его тяготением к волнистым формам и текучим линиям вызывает появление нового силуэта женского костюма - туникообразного покроя платья с асимметричной драпировкой из полупрозрачных тканей. Дополнялись такие наряды боа из белых и черных страусовых или петушиных перьев и тюлевыми шарфами с металлической вышивкой. Все это подчеркивало хрупкость и эфемерную прозрачность женского облика. Во второй половине ХIХ века наметившаяся тенденция к демократизации моды получает свое дальнейшее развитие в начале ХХ века.
На рубеже ХIХ - ХХ веков изменилось общественное положение женщин, появились женщины — владелицы промышленных предприятий, писатели, художники, просто конторские служащие. Строгая деловая внешность работающих женщин предполагала удобную одежду, и впервые в женском гардеробе появился костюм-тальер, состоящий из жакета и юбки (темных тонов). Появляется конфекционное производство (производство готового платья на продажу). В мастерских готового платья были запасы материи, складывалось дробное разделение труда по видам изделий и по детальное.
Законодателем мод был Париж, владельцы мастерских покупали образцы платьев и верхней одежды у лучших портных Парижа и выставляли их затем как модели своей работы. В более мелких мастерских заказы исполнялись по рисункам из модных журналов, которые поступали из Парижа каждые две недели.
Появление фотографии еще более ускорило процесс распространения моды.
В Симбирске на улице Дворцовой был магазин готового мужского платья А. Кабанова, куда завозила готовое платье фирма «М. и И. Мандль» из Москвы . Эта фирма имела магазины в крупных городах России. При магазинах были большие склады готового платья. Они скупались у мелких «хозяйчиков» и портных-одиночек, имели видимость самостоятельности, фактически же были в полной зависимости от владельцев фирмы.
Большое влияние на развитие конфекциона оказало изобретение и введение в швейное производство машин, которые увеличили производительность труда в 17 раз. В России первые швейные машины появились в 1856 году, постепенно они стали внедряться в производство вещей. Появление конфекциона во второй половине ХIХ века способствовало упрощению кроя, уменьшению количества деталей его, что соответственно облегчало пошив мужской одежды. В это время появляется стандарт в изготовлении мужского гардероба. В верхней одежде становится типичным плащ-накидка, пальто зимнее или демисезонное, сюртук или визитка, жилет и брюки. В конце ХIХ века появляется пиджак в виде укороченного сюртука. Сюртук одного и того же покроя может иметь в своем гардеробе фабрикант и рабочий его завода, разница заключалась лишь в качестве материи и исполнения и, естественно, стоимости. Строгий женский костюм для работающей женщины в начале 1900 года дополняется блузкой, которую шили из светлых, легких материй, с отделкой вышивкой и кружевом.
Мода модерна коснулась и прически, которая создавалась при помощи завивки, в моду вошли рыжие волосы, зачесанные вверх, уложенные валиками, а на затылке — пучком и заколотые специальной заколкой-либель.
Повседневная мода в значительной мере формировалась под воздействием спортивной моды и реформаторского движения возрождения женского платья, отвергавшего корсет.
С 90–х годов вообще меняется весь привычный ХIХ веку ритм жизни, в обиход, кроме железных дорог, входят автомобили. В жизни людей появляется фотография, кино, которое еще шире распространяет моду по всему миру, делая ее интернациональной. Одна из причин упрощения одежды заключается в занятиях спортом, которые охватили все слои общества, особенно молодежь.
Велосипед, верховая езда, крокет, теннис, плавание — вот излюбленные виды спорта на рубеже ХIХ и ХХ веков.
В гардеробе же небогатых мужчин обязательными становятся съемные воротники и манжеты, а иногда и манишки, заменяющие рубашки. Убыстрился ритм жизни. Мода подсказывала решение создавшихся проблем. Женщины начинают все больше носить юбку и блузку, украшенную воротником с кружевом, вышитой или выполненной из тесьмы аппликацией. Светлый верх, темный низ — вот «новое» в моде того времени. Время создает моду. Перед первой мировой войной и, особенно, в годы войны в моде становятся элементы форменной одежды. Появляются накладные карманы на пиджаках, матросские костюмы у детей и блузки, сшитые с матросскими воротниками у женщин. Женский костюм движется в сторону стандартизации, стирания половых различий в одежде. Наиболее революционным шагом в моде было появление в женском гардеробе брюк, которые осмеливаются носить самые эмансипированные женщины.
Отмеченные изменения касаются русского костюма. Народная одежда у других национальностей изменялась по-своему. Дольше сохраняет национальные черты татарский костюм. Мусульманская религия наложила свой отпечаток на этот процесс.
Итак, одежда утрачивает почти все признаки традиционного народного костюма. Если в ХIХ веке, как отмечали этнографы, место жительства крестьянки, приехавшей в город на ярмарку, определялось с первого же взгляда по ее костюму, то в первой четверти ХХ века и небогатые горожанки, и крестьянки, и мещанки в крупных городах и мещанки в провинции одеваются приблизительно одинаково по стандартной моде. Столичные, да и провинциальные, щеголихи из России не отличались на улицах Берлина и Парижа. Костюм перестает быть национальным. Сохраняются его возрастные, социальные различия, но и они уже проявляются часто не в фасоне, а в качестве пошива и дороговизне ткани.
Крестьянская одежда перестает нести функцию оберега, хотя оберегающее ее назначение еще сохраняется в обрядах и народной медицине. В календарной обрядности (на святки, на троицу) продолжают использовать ленты, платки, пояса, кольца, обувь в гаданиях. Но особенно долго, пожалуй, и до нашего времени, обереговые функции одежды сохраняются в семейной обрядности. Родившегося ребенка заворачивала бабка — повитуха в старую отцовскую рубаху: «Чтоб отец любил ребеночка». В свадебной обрядности в качестве подарков невесты чаще всего называется рубаха, причем дарилась она не только жениху, но и его братьям и свекру. В гроб покойника кладут в новой специально сшитой «на смерть» одежде. В память о покойном дарят платки. В народной медицине от кори на ребенка надевали красное платье или рубашку, пожилые женщины до наших дней носят пояса со словами молитвы, которые передавались от старшего поколения в наследство.
На современной свадьбе в качестве примет хранятся старые традиции, оберегающие невесту от порчи, связанные с ее одеждой (фата, булавки у подола и у пояса и т.д.)
Таким образом, традиции не исчезают бесследно, они живут, идут на спад и вновь возрождаются. В конце XIX века социально-экономические изменения в жизни привели к нивелировке национальных особенностей в одежде, стандартизации ее и постепенной замене национального костюма костюмом интернациональным модным, городским.
На фоне интернационализации моды существует стремление каждого народа сохранить неповторимость своей культуры, запечатлеть её особенности, в том числе и одежды.
Начиная с середины XIX века, в России появляется критическое отношение части дворянства и интеллигенции к слепому подражанию западным обычаям в моде. Рождается мода на русский стиль в одежде. Богатые помещики – славянофилы носят высокие сапоги, шелковые рубахи-косоворотки, суконные поддевки, фуражки с красным околышем. Элемент «русского стиля» в одежде использовала, и интеллигенция как средство подчеркнуть свои отличительные черты.
Современные модельеры-дизайнеры широко и вдохновенно используют этно стиль, что дает интересные и новые решения в модной одежде.