Правила
Вам предстоит путешествие в мир модерна. Совершенным признается тот мир, который будет заполнен не просто предметами эпохи модерна, а теми, которые находятся в коллекции нашего музея "Архитектура эпохи модерна в Симбирске". Мир вещей и моды этого времени наполнен красотой и роскошью. Не пропустите их, особенно, наряжая симбирскую даму. В игре вас ожидают сюрпризы из других эпох.
Предметы из экспозиции музея оцениваются в 20 баллов.
Предметы эпохи модерна оцениваются в 10 баллов.
Предметы из других эпох баллами не оцениваются.
Атмосфера и мода 1950-х гг. XX в.
После тяжелого военного десятилетия мир испытывает жажду жизни, красоты, роскоши. Человек стремится в космос, ищет новые идеалы, переосмысливает роль семьи, ищет новую красоту
“Золотые 50-ые” (“Golden 50-s”) - ностальгическая эпоха для многих поколений. После войны настал конец периоду жесткой экономии. Американское правительство выдвигает лозунг: “Тратьте больше!”. Началось формирование так называемого “общества потребления” с новыми ценностыми установками, ориентированными на средний класс – потенциального потребителя.
Принято считать, что стиль 1950-ых был самым изящным и очаровательным за всю историю ХХ века. Мода помогала женщине сформировать или подчеркнуть идеальную фигуру, кроме того, в то время был актуальным яркий, тщательный макияж, который наносили уже с утра. Эталонами красоты становятся обладательницы тонкой талии, покатых плеч, заметного бюста и объемных бедер. В общественном мнении формируется образ почти идеальной женщины, которая ДОЛЖНА выглядеть отлично даже за хозяйственными делами.
Новый силуэт песочных часов противопоставлялся четкому прямому с расширенными плечами силуэту военного времени. Тело до требуемого стандарта буквально «лепили» из того, что было, - подкладывали вату в бюстгальтеры, утягивали талию. В моду вошла большая грудь, причем она должна была быть непременно остроконечной и такой высокой, что уже казалась неестественной. Эталоном красоты и стиля считались безумно популярные в те времена актрисы: Элизабет Тэйлор, Мэрилин Монро, Софи Лорен, Грейс Келли, Одри Хепберн. Брижит Бардо в 50-е годы становится не просто секс-символом, но и иконой зарождающейся контркультуры.
Подлинно революционным событием в архитектурной жизни после войны явилось строительство высотных сооружений, знаменовавших новый этап развития архитектуры. Строительство высотных зданий обязывало работать в другом масштабе. Возведение высотных зданий должно было стать полигоном для апробации целого ряда методов индустриального строительства, многие из которых были разработаны во время войны. Естественно, что предполагалась их «трансляция» и на сооружение рядовых построек.
Помимо высотных домов производилась, конечно, и обычная, рядовая застройка. Именно она решала проблему массового жилища, проблему обновления старых и совершенствования новых районов. Квартиры в таких домах предназначались для заселения одной семьей и были снабжены всеми видами современного благоустройства. Эти тенденции были характерны для всех развитых стран мира.
В СССР с конца 50-х гг. ежегодно строились миллионы новых квартир. Это обусловило лавинообразный рост спроса на мебель: по сравнению с 1940 годом продажа мебели увеличилась в 1965 году в 12 раз. Разработки моделей мебели не всегда отличались хорошим качеством. К тому же фабрики стремились изготавливать модели, удобные для производства, а не отвечающие моде и спросу населения. Соответственно, общий облик мебели того времени был простым, без лишних украшений, выполнялся из недорого материала. Предприятия сферы услуг из-за своей отсталости, плохой организации и низкого качества работ также были не способны удовлетворить потребности населения.
Модерн (франц. moderne, лат. modernus – новый, современный) – это период развития европейского искусства на рубеже XIX-XX веков, который включал различные художественные течения и школы.
Основной целью модерна стало объединение в антиэклектическом движении – стремлении противопоставить свое творчество эклектизму предыдущего периода.
Модерн как течение существовал не долго, и имеет достаточно четкие хронологические границы: от конца 1880-х годов до 1914 года, то есть начала Первой мировой войны, оборвавшей естественное развитие искусства в большинстве стран Европы.
Отличительными особенностями модерна являются: отказ от прямых линий и углов в пользу более естественных, «природных» линий, интерес к новым технологиям, в особенности, в архитектуре, расцвет прикладного искусства.
Модерн стремился сочетать художественные и утилитарные функции создаваемых произведений, вовлечь в сферу прекрасного все сферы деятельности человека.
Наиболее заметной особенностью модерна стал отказ от прямых углов и линий в пользу более плавных, изогнутых линий. Часто художники брали за основу своих рисунков орнаменты из растительного мира. «Визитной карточкой» этого стиля стала вышивка Германа Обриста «Удар бича».
Вследствие этого в этот период возрос интерес к прикладным искусствам: дизайну интерьеров, керамике, книжной графике.
В европейских странах начали создаваться различные художественные ассоциации, работающие в новом стиле: «Выставочное общество искусств и ремесел» (1888) в Великобритании, «Объединенные художественно-ремесленные мастерские» (1897) и «Немецкие мастерские художественных ремесел» (1899) в Германии, «Венские мастерские» (1903) в Австрии, «Мир искусства» (1890) в России.
В каждой стране возникало свое наименование стиля: В Англии - «Модерн стайл» (новый стиль), в США - «Тиффани стайл» (по имени Луиса Комфорта Тиффани), во Франции - «Ар Нуво», в Германии - «югендстиль» (молодой стиль), в Австрии - «стиль Сецессион», в Италии - «стиль Либерти», в Испании - «модернизм».
Баро́кко (итал. barocco — «порочный», «распущенный», «склонный к излишествам», порт. perola barroca — «жемчужина неправильной формы» (дословно «жемчужина с пороком»)— характеристика европейской культуры XVII—XVIII веков.
Стиль барокко появился в XVI—XVII веках в Италии: Риме, Мантуе, Венеции, Флоренции.
Барокко свойственны контрастность, напряжённость, динамичность образов, стремление к величию и пышности, к совмещению реальности и иллюзии, к слиянию искусств и одновременно — тенденция к автономии отдельных жанров.
Эпоха барокко порождает огромное количество времени ради развлечений: прогулки в парке, прогулки на лошадях и карточные игры, театр и бал-маскарады. Появляются качели и «огненные потехи» (фейерверки). В интерьерах появляются портреты и пейзажи, а музыка из духовной превратилась в приятную игру звука. Эпоха барокко отвергает традиции и авторитеты как суеверия и предрассудки.
Барочный человек отвергает естественность, которая отождествляется с дикостью, бесцеремонностью, самодурством, зверством и невежеством — всем тем, что в эпоху романтизма станет добродетелью. Женщина барокко дорожит бледностью кожи, на ней неестественная, вычурная причёска, корсет и искусственно расширенная юбка на каркасе из китового уса. Она на каблуках.
А идеалом мужчины в эпоху барокко становится джентльмен — от англ. gentle: «мягкий», «нежный», «спокойный». Изначально он предпочитал брить усы и бороду, душиться духами и носить напудренные парики. Стиль барокко в живописи характеризуется динамизмом композиций, «плоскостью» и пышностью форм, аристократичностью и незаурядностью сюжетов. Самые характерные черты барокко — броская цветистость и динамичность; яркий пример — творчество Рубенса и Караваджо. Для архитектуры барокко (Л. Бернини, Ф. Борромини в Италии, Б. Ф. Растрелли в России, Ян Кристоф Глаубиц в Речи Посполитой) характерны пространственный размах, слитность, текучесть сложных, обычно криволинейных форм.
Часто встречаются развернутые масштабные колоннады, изобилие скульптуры на фасадах и в интерьерах, большое число раскреповок, лучковые фасады с раскреповкой в середине, рустованные колонны и пилястры. Купола приобретают сложные формы, часто они многоярусны, как у собора Св. Петра в Риме. Характерные детали барокко — теламон (атлант), кариатида, маскарон.
Писатели и поэты в эпоху барокко воспринимали реальный мир как иллюзию и сон. Реалистические описания часто сочетались с их аллегорическим изображением.